Мастер-класс. Разработка
Учет доминирующей модальности учащегося как одно из средств
здоровьесбережения
(мастер-класс)
В средней школе № 4 г. Алексеевка в качестве учителя математики я работаю 25 лет. И все эти годы меня как учителя и как мать двоих школьниц волновала проблема сохранения здоровья детей.
Наша школа работает как региональная экспериментальная площадка по программе «Школа здоровья».
Считая своей целью становление педагогической системы школы, содействующей здоровью, мы занимаемся вопросами формирования культуры здоровья школьников.
Поэтому мы ставим своей целью формирование культуры здоровья учащихся.
Тема, над которой я работаю в настоящее время, отражает одну из задач:
Проблема сохранения здоровья детей в учебном процессе не требует обоснования и является насущной, пожалуй, для любой из наших школ. Поэтому учитель-предметник, стараясь передать школьникам знания и способы деятельности, одну из основных своих задач видит не только в том, чтобы «научить ребенка самого добывать знания», но и делать это с наибольшим эффектом, то есть применяя здоровьесберегающие технологии. О том, как сохранить здоровье учащихся на уроках, мы и поговорим сегодня на мастер-классе.
А какие приемы здоровьесбережения на своих уроках применяете вы, коллеги?
(физкультминутки, гимнастика для глаз, смена видов деятельности, соблюдение режима дня, оптимальное питание, защита от стрессов, отказ от вредных привычек, учет индивидуальных особенностей обучающихся).
В своей деятельности я также стараюсь эти приемы использовать регулярно. Однако иногда складывается такая ситуация. Идет урок изучения новых знаний и способов действий. И план урока продуман до мелочей, и технология отработана, а ученику, как говорится, «не доходит»? В чем же дело?
Покопавшись в литературе по психологии, пообщавшись с коллегами, прихожу к выводу: процесс осмысления человеком информации зависит от его индивидуальных особенностей восприятия, то есть от сенсорной МОДАЛЬНОСТИ.
(КАРАМЕЛЬКА). Будьте добры, охарактеризуйте, какая эта конфета (яркая, сладкая, липкая, шуршащая). Как видите, первое, что хочется сказать об одном и том же предмете, уже свидетельствует о различной доминирующей модальности человека.
Одни школьники лучше воспринимают учебный материал визуально, другие - через слуховой анализатор, а третьи - через ощущения, эмоциональную сферу.
Значит, мы можем выделить, как минимум, три вида модальности.
Какие именно?
Вот простейшая фраза: "Я вас не понимаю."
Ее синонимический аналог:"Я не вижу смысла в ваших словах", – или: "Я не представляю себе, о чем вы говорите". А можно ту же мысль выразить по-другому: "Мне это не созвучно, для меня это не звучит".
Еще пример: фраза: "Я хочу передать вам информацию".
Как бы вы ее произнесли в других модальностях?
А теперь, уважаемые коллеги, вам предоставляется возможность по манере человека выражаться определить, какая модальность является доминирующей.
Упражнение «Сито» (3группы)
(словосочетания на отд. листиках в конверте)
Из предложенных выражений в течение 1 минуты выберите те, которые часто использует человек с указанной на вашей карточке доминирующей модальностью
.
Аудиальная модальность: с чужих слов; на слуху; обратиться в слух; слыханное ли дело; бабушка надвое сказала; тихий час; тихой сапой; тише воды ниже травы; тишь да гладь; ни звука; голос крови; пустой звук; петь дифирамбы; заключительный аккорд; ни бе ни ме ни кукареку; беда как; ужас как; бес попутал;
А вы знаете, что доминирующую сенсорную модальность можно определить по движению глаз? Если ученик смотрит вверх, то у него идет визуальная переработка информации. Если вниз-влево, то у него идут внутренние аудиальные процессы, то есть он внутри себя слышит голоса. Если же человек смотрит вниз-вправо, то у него идут кинестетические воспоминания.
Теперь - упражнение «Портрет».
«ПОРТРЕТ»
· аккуратны и дисциплинированны;
· быстро говорят;
· грамотно пишут;
· имеют проблемы с запоминанием устных указаний, пока не запишут их, и часто просят повторить;
дети со слуховой модальностью
· работая, разговаривают сами с собой;
· при чтении шевелят губами и произносят слова;
· отличаются ритмичностью речи;
· грамотнее произносят слова, чем пишут;
· анекдоты предпочитают комиксам
дети с кинестетической модальностью
· медленно говорят;
· привлекают внимание прикосновением;
· интенсивно жестикулируют;
· могут иметь отвратительный почерк;
которому «все равно не доходит », учитывая его доминирующую модальность? (тем самым сберечь здоровье и нервные клетки ребенка и свои)
Попробуем некоторые слова произнести с различными оттенками. То есть составим небольшую таблицу перевода языка модальностей.
Неопределенная модальность |
Визуальная модальность |
Аудиальная модальность |
Кинестетическая модальность |
Давайте обдумаем |
Давайте рассмотрим |
Давайте обсудим |
Давайте разберем |
Продемонстрировать |
Показать |
Объяснить |
Извлечь, разобраться |
Игнорировать |
Упускать из виду |
Не услышать |
Не почувствовать, пропустить |
Изложить |
Показать |
Рассказать |
Провести |
Привлечь внимание |
Указать |
Озвучить |
Коснуться |
Уважаемые коллеги! Предлагаю вам рекомендации профессора В.Н. Ирхина при обучении школьников с различными типами доминирующей модальности
При обучении:
А теперь предлагаю вам небольшой тест на выявление вашей ДМ.
1. Когда вам объясняют новый материал, вы предпочитаете...
а) видеть иллюстрации;
б) чтобы материал громко зачитывали;
2. Когда вы занимаетесь, что вас больше всего раздражает?
а) люди, входящие и выходящие из комнаты;
б) громкий звук телевизора;
в) чувство голода или жажды.
3.
а) составляете перечень вопросов и отмечаете галочкой выученные;
б) обсуждаете с друзьями или родителями ответы;
в) делаете рисунок по материалу и мысленно проходите через все ступени в уме.
4. Входя в класс, что вы скорее всего сделаете?
а) посмотрите на плакаты на стене;
б) поговорите с учениками;
в) походите по классу.
5. Во время ссоры что Вы вероятнее всего сделаете?
а) сделаете сердитое лицо;
б) закричите;
в) с сердитым видом выйдете из комнаты.
7. Когда вы слушаете музыку, вы
а) мысленно видите образы, навеваемые музыкой;
б) напеваете под звучащую музыку;
в) танцуете под музыку.
8. Что вы предпочитаете?
а) читать книгу с большим количеством иллюстраций;
б) слушать рассказ;
в) составить кроссворд.
Если у вас больше ответов под буквой а – то вы визуал (усваиваете материал через
Спасибо, мне было приятно с вами общаться.
Использованная литература
1. Барабанщикова В.В., Кузнецова А.С. Доминирующая модальность образной сферы как фактор оптимизации функционального состояния в профессиональной среде http://ag-students.narod.ru/konfe.htm
2. Ирхин, В.Н. Эксперимент в школе здоровья (из опыта работы школ здоровья Белгородской области) / В.Н.Ирхин: метод. пособие. – Белгород: изд-во БелГУ, 2006
3. Киселева А.В. Выражение субъективной модальности в препозитивных причастных оборотах в современном английском языке mailto:anna_karaga@mail.ru .
4. Общая психология/ Под ред. А.В. Петровского. 3-е изд. – М., 1986
5. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. «Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков». – М., 2000
6. Педагогика.Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
7. Эриксоновский гипноз, НЛП и модальности http://tmn.fio.ru/works/11x/310/02c/my%20pro/nlp.htm