Мастер-класс. Разработка

Загрузка ...

Учет доминирующей модальности учащегося как одно из средств

здоровьесбережения

(мастер-класс)

 

Уважаемые коллеги!

В средней школе № 4 г. Алексеевка в качестве учителя математики я работаю 25 лет. И все эти годы меня как учителя и как мать двоих школьниц волновала проблема сохранения здоровья детей.

Наша школа работает как региональная экспериментальная площадка по программе «Школа здоровья».

Считая своей целью становление педагогической системы школы, содействующей здоровью, мы занимаемся вопросами формирования культуры здоровья школьников.

И здесь мы обнаруживаем противоречие между необходимостью создания целостной системы формирования культуры здоровья школьников и недостаточно активным использованием учителями в учебно-воспитательном процессе  приемов здоровьесбережения или же их узкое понимание, даже, я бы сказала, недостаточную осведомленность педагогов в этом вопросе.

Поэтому мы ставим своей целью формирование культуры здоровья учащихся.

Тема, над которой я работаю в настоящее время, отражает одну из задач:

 «Использование приемов здоровьесбережения на уроках в системе формирования культуры здоровья школьников»

Проблема сохранения здоровья детей в учебном процессе не требует обоснования и является насущной, пожалуй, для любой из наших школ. Поэтому учитель-предметник, стараясь передать школьникам знания и способы деятельности, одну из основных своих задач видит не только в том, чтобы «научить ребенка самого добывать знания», но и делать это с наибольшим эффектом, то есть применяя здоровьесберегающие  технологии. О том, как сохранить здоровье учащихся на уроках, мы и поговорим сегодня на мастер-классе.

         А какие приемы здоровьесбережения на своих уроках применяете вы, коллеги?

(физкультминутки, гимнастика для глаз, смена видов деятельности, соблюдение режима дня, оптимальное питание, защита от стрессов, отказ от вредных привычек,   учет индивидуальных особенностей обучающихся).

  В своей деятельности я также стараюсь эти приемы использовать регулярно. Однако иногда складывается такая ситуация. Идет урок изучения новых знаний и способов действий. И план урока продуман до мелочей, и технология отработана, а ученику, как говорится, «не доходит»? В чем же дело?

Покопавшись в литературе по психологии, пообщавшись с коллегами, прихожу к выводу: процесс осмысления человеком информации зависит от его индивидуальных особенностей восприятия, то есть от сенсорной МОДАЛЬНОСТИ.

Модальность является предметом изучения различных наук – философии, логики, языкознания. Понятие «модальность» восходит к формальной классической логике. Модальность (лат. modus – ‘мера, способ, режим’) – это явно или неявно выраженная в суждении дополнительная информация о характере зависимости между реальными явлениями, о логическом статусе суждения, об оценочных, регулятивных, временных и других его характеристиках. Или, иными словами, это при­выч­ный спо­соб вос­при­ятия, пе­ре­ра­бот­ки, кон­ст­руи­ро­ва­ния ин­фор­ма­ции.

(КАРАМЕЛЬКА). Будьте добры, охарактеризуйте, какая эта конфета (яркая, сладкая, липкая, шуршащая). Как видите, первое, что хочется сказать об одном и том же предмете, уже свидетельствует о различной доминирующей модальности человека.

Одни школьники лучше воспринимают учебный материал визуально, другие - через слуховой анализатор, а третьи - через ощущения, эмоциональную сферу.

Значит, мы можем выделить, как минимум, три вида модальности.

 Какие именно?

Аудиальную, визуальную, кинестетическую (когда у человека хорошо развита моторная память) 

 

 

 

 

Вот простейшая фраза: "Я вас не понимаю."

Ее синонимический аналог:"Я не вижу смысла в ваших словах", – или: "Я не представляю себе, о чем вы говорите". А можно ту же мысль выразить по-другому: "Мне это не созвучно, для меня это не звучит".

 

Еще пример: фраза: "Я хочу передать вам информацию".

 Как бы вы ее произнесли в других модальностях?

 

 

 

Она могла бы прозвучать так: "Послушай меня, что я тебе скажу". В другой модальности эта фраза может предстать в таком виде: "Я хочу вам показать, продемонстрировать, открыть". Или: "Я хочу, чтобы вы почувствовали, ощутили, прониклись моей мыслью».

 

А теперь,  уважаемые коллеги, вам предоставляется возможность по манере человека выражаться определить, какая модальность является доминирующей.

 

Упражнение «Сито» (3группы)

(словосочетания на отд. листиках в конверте)

Из предложенных выражений в течение 1 минуты выберите те, которые часто использует человек с указанной на вашей карточке доминирующей модальностью

 

 

.

Визуальная модальность: как в тумане; тьма в глазах; небо с овчинку; не видеть дальше собственного носа; иметь в виду; где это видано?; смотрит, как баран на новые ворота; брать на пушку; бросаться в глаза; бросить взгляд; валить в кучу; вгонять в краску; красный от гнева; белый от ярости; зеленый от тоски; похож, как две капли воды; ясно, как Божий день; ясно, как на ладони; ни пава ни ворона; скалить зубы; строить глазки.

Кинестетическая модальность: камень на душе; камень за пазухой; душу колет, царапает; он у меня в печенках сидит; все жилы вытянул; взять себя в руки; руки чешутся; пошевелить мозгами; прикусить язык; вертится на языке; не сойти мне с этого места;; как слону дробина; окунуться с головой; скидывать тяжесть с плеч; зуб на зуб не попадает; вилять хвостом; насыпать соли на хвост; одна нога здесь, другая там; как гора с плеч свалилась; гладить против шерсти; греть змею на груди; накалять атмосферу; мурашки бегают; биться головой об стену; брать быка за рога; взяться за ум; кататься со смеху; вбивать в голову; вкручивать мозги; влезть в доверие; раскатывать губу; встать с левой ноги; выбросить дурь из головы; выворачиваться наизнанку; кишка тонка; ни жарко, ни холодно

Аудиальная модальность: с чужих слов; на слуху; обратиться в слух; слыханное ли дело; бабушка надвое сказала; тихий час; тихой сапой; тише воды ниже травы; тишь да гладь; ни звука; голос крови; пустой звук; петь дифирамбы; заключительный аккорд; ни бе ни ме ни кукареку; беда как; ужас как; бес попутал;

А вы знаете, что доминирующую сенсорную модальность можно определить по движению глаз? Если ученик смотрит вверх, то у него идет визуальная переработка информации. Если вниз-влево, то у него идут внутренние аудиальные процессы, то есть он внутри себя слышит голоса. Если же человек смотрит вниз-вправо, то у него идут кинестетические воспоминания.

 

 

 

 

 

 

Какая модальность доминирует у этой ученицы?

 

 

 

 

 

Теперь - упражнение «Портрет».

«ПОРТРЕТ»

учащиеся со зрительной модальностью

· аккуратны и дисциплинированны;

· быстро говорят;

· заботятся о своем внешнем виде;

· грамотно пишут;

· имеют проблемы с запоминанием устных указаний, пока не запишут их, и часто просят повторить;

· машинально чертят или рисуют во время телефонного разговора

дети  со слуховой модальностью

· работая, разговаривают сами с собой;

· легко отвлекаются на шумы;

· при чтении шевелят губами и произносят слова;

· отличаются ритмичностью речи;

· грамотнее произносят слова, чем пишут;

· анекдоты предпочитают комиксам

 

 

 

дети с кинестетической модальностью

· медленно говорят;

· привлекают внимание прикосновением;

· при чтении водят по тексту пальцем;

· интенсивно жестикулируют;

· могут иметь отвратительный почерк;

 

 

 Но вернемся к тому вопросу, который возник в начале нашего разговора. Как же объяснить учебный материал тому ученику,

которому «все равно не доходит », учитывая его доминирующую модальность? (тем самым сберечь здоровье и нервные клетки ребенка и свои)

Попробуем некоторые слова произнести с различными оттенками. То есть составим небольшую таблицу перевода языка модальностей.

 

Неопределенная модальность

Визуальная модальность

Аудиальная модальность

Кинестетическая модальность

Давайте обдумаем

Давайте рассмотрим

Давайте обсудим

Давайте разберем

Продемонстрировать

Показать

Объяснить

Извлечь, разобраться

Игнорировать

Упускать из виду

Не услышать

Не почувствовать, пропустить

Изложить

Показать

Рассказать

Провести

Привлечь внимание

Указать

Озвучить

Коснуться

 

Уважаемые коллеги! Предлагаю вам  рекомендации профессора В.Н. Ирхина при обучении школьников с различными типами доминирующей модальности

При обучении:

визуального ученика: важно использовать письменные упражнения, чтение текстов, письменные инструкции и задания; чаще записывать информацию на доске; составлять опорные конспекты; представлять учебный материал в виде картин, схем, таблиц, использовать вместо слов изображения. При взаимодействии с визуалом применяйте слова, описывающие цвет, размер, форму, место расположения; выделяйте цветом различные пункты или аспекты учебного содержания. В процессе взаимодействия активно используйте мимику лица для поощрения, либо неодобрения ученика; стремитесь научить его воспринимать информацию на слух;

аудильного  ученика: чаще используйте диалог, устные задачи, упражнения, прослушивание текстов, аудиокассет, просмотр видеофильмов. Помните о том, что для аудиала предпочтительнее устные объяснения,  а не письменные указания. В ходе взаимодействия с учеником обращайте внимание не только на  то, что вы говорите, но и то,  как вы говорите. При этом используйте вариации голоса (высоту. тембр, громкость), паузы и сигнальные слова (говорить, слушать, другими словами, звук, тон, беседа и т.д.).Отражайте телом (головой, руками) ритм метронома. Старайтесь обучить его воспринимать информацию в зрительных образах;

ученика – кинестетика: применяйте   игры и соревнования, метод "динамических поз" (попеременное обучение стоя и сидя),  динамические паузы. Чаще меняйте  виды деятельности на уроке.  Включайте кинестетика в работу малых групп с переменным составом.  В учебном процессе используйте муляжи, реальные предметы. Вовлекайте ученика в разыгрывание пьес, стихов, рассказов по ролям,  в проведение эксперимента; чаще вызывайте к доске. Используйте при взаимодействии с ним жесты, прикосновения, сигнальные слова (ощущаю,  управляю и т.д.). Опирайтесь на их интуицию, вовлекайте в дискуссию. Не забывайте,  что кинестетикам нужен комфорт при сосредоточении внимания на чем-либо. Пытайтесь   научить его воспринимать информацию на слух и зрительно.

А теперь предлагаю вам небольшой тест на выявление вашей ДМ.

 

 

 

Тест  на выявление ДМ

1.     Когда вам объясняют новый  материал, вы предпочитаете...

а) видеть иллюстрации;

б) чтобы материал громко зачитывали;

в) чтобы учитель привел примеры.

2.     Когда вы занимаетесь, что  вас больше всего раздражает?

а) люди, входящие и выходящие из комнаты;

б) громкий звук телевизора;

в) чувство голода или жажды.

3.     Вы готовитесь к тесту....

а) составляете перечень вопросов и отмечаете галочкой выученные;

б) обсуждаете с друзьями или родителями ответы;

в) делаете рисунок по материалу и мысленно проходите через все ступени в уме.

4.     Входя в класс, что вы скорее всего сделаете?

а) посмотрите на плакаты  на стене;

б) поговорите с учениками;

в) походите по классу.

5.     Во время ссоры что Вы вероятнее всего сделаете?

а) сделаете сердитое лицо;

б) закричите;

в) с сердитым видом выйдете из комнаты.

                        

7.  Когда вы слушаете музыку, вы

     а) мысленно видите образы, навеваемые музыкой;

     б) напеваете под звучащую музыку;

     в) танцуете под музыку.

 

 

 

 

8.     Что вы предпочитаете?

       а) читать книгу с большим количеством иллюстраций;

       б) слушать рассказ;

       в) составить кроссворд.

Если у вас больше ответов под буквой а – то вы визуал  (усваиваете материал через зрительное восприятие), если б – то аудиал (на слух), если в- то кинестетический – (с хорошо развитой моторной памятью; получая информацию касаетесь руками).

Спасибо, мне было приятно с вами общаться.

 

 

 

 

Использованная литература

1.     Ба­ра­бан­щи­ко­ва В.В., Куз­не­цо­ва А.С. Доминирующая модальность образной сферы как фактор оптимизации функционального состояния в профессиональной среде  http://ag-students.narod.ru/konfe.htm

2.     Ирхин, В.Н. Эксперимент в школе здоровья (из опыта работы школ здоровья Белгородской области) / В.Н.Ирхин: метод. пособие. – Белгород: изд-во БелГУ, 2006

3.     Киселева А.В. Выражение субъективной модальности в препозитивных причастных оборотах в современном английском языке mailto:anna_karaga@mail.ru   .

4.     Общая психология/ Под ред. А.В. Петровского. 3-е изд. – М., 1986

5.     Обреимова Н.И., Петрухин А.С. «Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков». – М., 2000

6.     Педагогика.Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

7.     Эриксоновский гипноз, НЛП и модальности http://tmn.fio.ru/works/11x/310/02c/my%20pro/nlp.htm