Элективный курс 8-9 класс. «Тождественные преобразования выражений»
Пояснительная записка
Данная рабочая программа элективного курса «Тождественные преобразования выражений» ориентирована на учащихся 8 класса, составлена и реализуется на основании следующих документов:
· Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред. от 27.12.2009 г) «Об образовании».
· Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19.03.2001г. №196.
· Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.4.2.№1178-02), зарегистрированные в Минюсте России 05.12.2002г., регистрационный номер 3997.
· Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
· Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004г. №1312.
· Приказ Минобрнауки РФ от 20 августа 2008 года №241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
· Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях Постановление от 29.12.2010 № 189. Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993. «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
· Приказ Министерства образования РФ от 30.08.2010 № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
· Приказ Министерства образования РФ от 24.12.2010 № 2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год».
· Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации департамента государственной политики в образовании от 10 февраля 2011г. № 03-105 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе».
· Положение о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования (утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.11.2008 № 362).
· Примерная программа по математике. «Сборник нормативных документов. Математика»/ сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев – М.: Дрофа, 2007.
· Закон Белгородской области от 03 июля 2006 года №57 «Об установлении регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Белгородской области».
· Закон Белгородской области от 04 июня 2009 года №282 «О внесении изменений в закон Белгородской области «Об установлении регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Белгородской области».
· Приказ управления образования и науки Белгородской области от 26.04.2006г. №656 «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Белгородской области, реализующих программы общего образования».
· Приказ департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области от 25.06.2008г. №1345 «Об утверждении Концепции развития системы общего среднего образования Белгородской области и организационного плана ее реализации».
· Приказ департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области от 06.05.2009г. №935 «О внесении изменений в базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений области».
· Инструктивное письмо департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области от 18.08.2008г. №9-06/3494 «Об использовании БУП в общеобразовательных учреждениях области в 2008-2009 учебном году».
· Инструктивное письмо департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области от 27.02.2009 № 9-06/547-ИВ «Об использовании в работе инструктивно-методического письма по ведению классных журналов».
· Приказ департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области от 23.03.2010 № 819 «Об утверждении положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательных учреждений».
· Приказ департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области от 25.02.2011 № 507 «О внесении изменений в региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Белгородской области, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом управления образования и науки Белгородской области от 26 апреля 2006 года № 656 «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Белгородской области, реализующих программы общего образования».
· Приказ департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области от 12.05.2011 № 1339 «О внесении изменений в региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений области»
· Инструктивно-методическое письмо Белгородского регионального института повышения квалификации и переподготовки специалистов «О преподавании математики в 2011-2012 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области».
Рабочая программа курса разработана на основе пособия: Тождественные преобразования выражений. Математика. 8-9 кл.: учеб. пособие/ М.В. Шабанова, О.Л. Безумова, С.Н. Котова и др. – М.: Дрофа, 2008. Программа элективного курса предназначена для учащихся 8, 9 классов и рассчитана на 26 часов.
Однако данная рабочая программа в соответствии с возможностями школы и с Годовым календарным учебным графиком МОУ СОШ №4 на 2011-12 учебный год разработана на 34 часа. Эти изменения отражены в соответствующих разделах данной рабочей программы.
Данный элективный курс позволяет систематизировать знания обучающихся по тождественному преобразованию выражений с переменными: многочленов, алгебраических дробей, иррациональных выражений и других. Полученные умения и навыки используются для решения уравнений и исследования свойств функций.
Элективный курс представлен в виде практикума, который позволит восполнить пробелы и систематизировать знания учащихся в решении задач по основным разделам математики и позволит начать целенаправленную подготовку к прохождению ГИА.
Содержание курса построено таким образом, чтобы наряду с поддержкой базового курса математики старшей школы повторить материал, а также рассмотреть решение задний повышенного уровня сложности, включенных в сборники контрольно-измерительных материалов и не нашедших отражение в учебниках. Курс ориентирован на удовлетворение любознательности школьников, развивает умения и навыки решения задач, необходимые для продолжения образования, повышает математическую культуру, способствует развитию творческого потенциала личности.
Цели и задачи
Цель курса - создание условий для формирования и развития у обучающихся навыков анализа и систематизации полученных ранее знаний, подготовка к итоговой аттестации в новой форме ГИА.
Задачи курса:
· создать условия для усвоения обучающимися наиболее общих приемов и способов тождественного преобразования выражений;
· создать условия для развития умений самостоятельно анализировать и решать задачи по образцу и в незнакомой ситуации;
· создать условия для формирования и развития у школьников аналитического и логического мышления при проектировании решения задания;
· создать условия для развития коммуникативных и общеучебных навыков работы в группе, самостоятельной работы, умений вести дискуссию, аргументировать ответы и т.д.
В организации процесса обучения в рамках рассматриваемого курса используются две взаимодополняющие формы: урочная форма и внеурочная форма, в которой учащиеся дома выполняют практические задания для самостоятельного решения.
Предполагаемые результаты.
Изучение данного курса дает учащимся возможность:
· повторить и систематизировать ранее изученный материал школьного курса математики;
· освоить основные приемы тождественного преобразования выражений;
· овладеть навыками построения и анализа предполагаемого решения поставленной задачи;
· овладеть и пользоваться на практике техникой прохождения теста;
· повысить уровень своей математической культуры, творческого развития, познавательной активности;
· познакомиться с возможностями использования электронных средств обучения, в том числе Интернет-ресурсов, в ходе подготовки к итоговой аттестации в новой форме ГИА.
Содержание тем
1. Числовые множества (2 ч.)
Понятие числового множества и его характеристического свойства. Способы задания числового множества. Способы изображения числового множества. Объединение множеств. Отношения равенства и включения числовых множеств.
Основная цель – познакомить учащихся с различными способами задания и изображения множества, пересечения и объединения множеств.
2. Тождественное равенство выражений с переменными (5 ч.)
Выражения с переменными и связанные с ним числовые множества (ОДЗ, множество значений выражения). Понятие тождественного равенства выражений на множестве. Методы доказательства и опровержения тождественного равенства. Виды тождественных преобразований и условия их применимости.
Основная цель – отрабатывать способы нахождения области допустимых значений переменной, входящей в алгебраическую дробь или иррациональное выражение.
3. Применение тождественных преобразований к решению задач на вычисление значений выражений (13 ч.)
Доказательство тождеств. Упрощение выражений. Приведение многочленов к указанному виду. Композиция выражений.
Основная цель – формировать у учащихся навык доказательства тождества, разложения многочлена степени выше второй на множители, нахождения корней многочлена.
4. Числовые неравенства и их свойства (3 ч.)
Отношение «больше» («меньше», «равно») на множестве действительных чисел. Свойства числовых неравенств. Доказательство числовых неравенств по определению и с использованием их свойств. Опорные неравенства. Метод сведения к опорному неравенству.
Основная цель – формировать умение учащихся доказывать числовые неравенства
5. Тождественное неравенство выражений (5 ч.)
Понятие тождественного равенства и неравенства выражений с одной переменной на множестве. Задачи на доказательство справедливости тождественного равенства и неравенства, на нахождение множества (области) тождественного равенства, неравенства выражений. Оценка выражений и их виды. Методы решения задач: по определению, сведение к опорному, использование свойств неравенств.
Основная цель – вырабатывать у учащихся умение решать задачи с неравенствами различными методами.
Итоговое повторение (6 ч.)
Формы организации учебного процесса
При организации учебного процесса обеспечивается последовательность изучения учебного материала: новые знания опираются на субъектный опыт учащихся; закрепление в процессе деловых игр, тренингов и итоговых собеседований; проводятся уроки-лекции, уроки-соревнования, уроки-консультации, зачеты.
Формы организации учебного процесса:
· урок;
· фронтальные;
· индивидуальные;
· групповые;
· работа в парах.
Формы и средства контроля знаний и способов действий учащихся
· письменная самостоятельная работа;
· домашняя самостоятельная работа;
· тест;
· фронтальный опрос;
· наблюдение;
· беседа;
· самоконтроль;
· взаимоконтроль;
· релейная проверка.
Календарно – тематическое планирование (сб)
№ урока |
Содержание материала |
Литература |
Сроки |
Примечание |
|
1. Числовые множества 2 ч. |
|
||
1 |
Понятие числового множества и его характеристического свойства. Способы задания и способы изображения. |
2 |
3.09 |
1 четв |
2 |
Объединение множеств. Отношения равенства и включения числовых множеств |
2 |
10.09 |
|
2. Тождественное равенство выражений с переменными 4 ч. +1=5 |
||||
3 |
Выражения с переменными и связанные с ним числовые множества (ОДЗ, множество значений выражения). Понятие тождественного равенства выражений на множестве |
2 |
17.09 |
|
4 |
Методы доказательства и опровержения тождественного равенства |
2; 1 |
24.09 |
|
5 |
Методы доказательства и опровержения тождественного равенства |
2 |
1.10 |
|
6 |
Виды тождественных преобразований и условия их применимости |
2; 1 |
8.10 |
|
7 |
Виды тождественных преобразований и условия их применимости |
2 |
15.10 |
|
3. Применение тождественных преобразований к решению задач на вычисление значений выражения 12 ч.+1=13 |
||||
8 |
Доказательство тождественного равенства целых выражений разными методами |
2 |
22.10 |
|
9 |
Доказательство тождественного равенства дробно-рациональных выражений разными методами |
2; 1 |
29.10 |
|
10 |
Доказательство тождественного равенства иррациональных выражений разными методами |
2 |
19.11 |
2 четв |
11 |
Сравнимость выражений по простоте. Стандартная форма выражений различных видов |
2 |
26.11 |
|
12 |
Понятие точного и приближенного значения выражения |
2 |
3.12 |
|
13 |
Упрощение выражений на множестве |
2; 1 |
10.12 |
|
14 |
Понятие многочлена с одной переменной. Стандартный вид многочлена. |
2; 1; 3 |
17.12 |
|
15 |
Разложение многочлена на множители. Корни многочлена |
2 |
24.12 |
|
16 |
Схема Горнера |
2; 3 |
14.01 |
3 четв |
17 |
Корни многочлена. Теоремы о корнях. |
2; 3 |
21.01 |
|
18 |
Понятие композиции выражений. |
2 |
28.01 |
|
19 |
Структура и роль метода замены переменной в решении вычислительных задач. |
2 |
4.02 |
|
20 |
Условия применимости или неприменимости метода замены переменной |
2 |
11.02 |
|
4. Числовые неравенства и их свойства 2 ч.+1=3 |
||||
21 |
Отношение «больше» («меньше», «равно») на множестве действительных чисел. Свойства числовых неравенств |
2 |
18.02 |
|
22 |
Доказательство числовых неравенств по определению и с использованием их свойств |
2 |
25.02 |
|
23 |
Опорные неравенства. Метод сведения к опорному неравенству |
2 |
3.03 |
|
5. Тождественное неравенство выражений 4 ч. +1=5 |
||||
24 |
Понятие тождественного равенства и неравенства выражений с одной переменной на множестве. Задачи на доказательство справедливости тождественного равенства и неравенства |
2 |
10.03 |
|
25 |
Задачи на нахождение множества (области) тождественного равенства, неравенства выражений. |
2 |
17.03 |
|
26 |
Оценка выражений и их виды. |
2; 1 |
24.03 |
|
27 |
Методы решения задач: по определению, сведение к опорному, использование свойств неравенств |
2 |
7.04 |
4 четв |
28 |
Методы решения задач: по определению, сведение к опорному, использование свойств неравенств |
2 |
14.04 |
|
Итоговое повторение |
||||
29 |
Числовые множества. Повторение |
2 |
21.04 |
|
30 |
Применение тождественных преобразований к решению задач на вычисление значений выражения. Повторение |
2 |
28.04 |
|
31 |
Числовые неравенства и их свойства. Повторение |
2 |
5.05 |
|
32 |
Тождественное неравенство выражений. Повторение |
2 |
12.05 |
|
33 |
Итоговая контрольная работа (часть 1) |
|
19.05 |
|
34 |
Итоговая контрольная работа (часть 2) |
|
26.05 |
|
Учебно-методические средства обучения
1. Галицкий М.Л. и др. Сборник задач по алгебре для 8-9 классов: Учеб. пособие для учащихся шк. и классов с углубл. изуч. математики / М.Л. Галицкий, А.М. Гольдман, Л.И. Звавич. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1994
2. Тождественные преобразования выражений. Математика. 8-9 кл.: учеб. пособие/ М.В. Шабанова, О.Л. Безумова, С.Н. Котова и др. – М.: Дрофа, 2008.
3. Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике. Решение задач. Учеб. пособие для 10 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1989.
4. http://www. ege.edu.ru/ - официальный информационный портал единого государственного экзамена
5. http://mathege.ru. - Открытый банк заданий единого государственного экзамена по математике
6. www.problems.ru - База данных задач по всем темам школьной математики.
7. http://fipi.ru. - ФИПИ
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка телеграм