Разработки уроков
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
г. Алексеевка Белгородской области
Урок алгебры в 9 классе по теме
Учитель:
Славгородская
Екатерина Яковлевна
Тема учебного занятия: «Квадратичная функция и её график»
Тип: обобщение и систематизация знаний и способов действий
Цели и задачи:
способствовать включению знаний и способов действий учащихся по теме «Квадратичная функция и её график» в уже имеющуюся у них систему знаний и способов действий;
содействовать развитию у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения, выделять главное в познавательном объекте – квадратичной функции, структурировать информацию, выделять узловые моменты деятельности как целого.
Форма учебного занятия: урок-деловая игра «Биржа знаний»
Место урока в разделе: № 5
«Биржа знаний». Деловая игра, которая может проводиться применяться на уроке любого типа. За правильное решение задания, удачное замечание, умно поставленный вопрос ученик получает карточку определённого цвета – акцию. Зелёная акция с надписью «Думай» стоит 1 балл, жёлтая акция с надписью «Молодец!» - 2 балла, красная акция с надписью «Эврика!!!» - баллов. Номинальная стоимость акции объявляется в начале урока и, как на настоящей бирже, может за урок измениться. |
|
При подведении итогов урока после слов учителя «предъявите свои акции» все учащиеся поднимают карточки. Учитель сразу же может оценить степень активности класса работу конкретных учеников. |
Оснащение урока:
1. «Колючая доска» (навесная решётка из тонких деревянных реек, в пересечениях которых набиты гвоздики остриями вверх. На них накалываются бумажные листы. Удобна, если необходимо быстро поместить на доску несколько наглядных пособий небольшого формата или одну-две таблицы).
2. Карточки-акции в большом количестве.
3. Пластмассовые держатели для акций – 4 штуки.
Ход урока.
I. Организация начала занятия
II. Мотивация школьников к выполнению
учебно-познавательных задач урока.
Дорогие ребята!
Думай…
Форма проведения нашего урока – «Биржа знаний». Как и на настоящей бирже, в течение урока вы сможете приобрести акции определённой стоимости, суммарная стоимость которых и покажет вашу оценку за урок. Заранее предупреждаю, что к концу урока курс акций может изменяться в соответствии с ситуацией на бирже. Объявляю начальный курс акций.
Акция «Думай…» (жёлтая). Номинальная стоимость 1 балл. Даётся за неполный ответ или за несложное небольшое задание.
Молодец!
Акция «Молодец»(зелёная). Стоит уже 3 балла. Вы сможете получить такую акцию за оригинальный вопрос, правильное решение задания.
Эврика!!!
Акция «Эврика!!!» (красного цвета) стоит 5 баллов. Вручается за математическое открытие. А в том, что мы с вами сегодня совершим открытие, я не сомневаюсь.
Стерегут вас загадки и тайны вокруг,
А ответ не даётся никак!
И волнуется рядом ваш искренний друг,
Ваш слуга - вопросительный знак.
А когда вместе с вами я цели добьюсь
И ответ наш блеснёт, как маяк, -
Я от радости вмиг разогнусь-превращусь
В восклицательный знак!
Дерзайте, решайте, спрашивайте. Успехов вам!
III. Актуализация опорных знаний и способов действий.
а) «Провокация ошибки» по свойствам параболы (запись на внутренней части подвижной доски):
Учитель:
1) Чтобы получить график функции y = (x - 3)2 + 4 путём преобразований графика функции y = x2 , необходимо выполнить следующие преобразования:
a. Сдвиг вдоль оси абсцисс на +4 единицы;
b. Сдвиг вдоль оси ординат на -3 единицы.
2) Областью значений функции y = -x2 + 2 является промежуток ( -∞; 2].
3) Чтобы вычислить абсциссу вершины параболы y = 3 x2 – 12x+9, необходимо:
· разделить все коэффициенты квадратного трёхчлена на 3;
· вычислить абсциссу вершины параболы по формуле m = - .
(учащиеся комментируют предложенное решение и исправляют
ошибки)
Методическая интерпретация (МИ) Метод «Провокация ошибки». Эта разновидность эвристической беседы намного более эффективна, чем традиционные способы «войны» с ошибками, хотя и не заменяет её. Этот метод предусматривает возможную «встречу с ошибкой» под контролем учителя. |
б) Устные упражнения
а) Принадлежит ли графику функции y= - 25x2 точка:
А(-2; -100)?
б) определите направление ветвей, координаты вершины и уравнение оси симметрии параболы y= x2 – 6x.
IV. Обобщение и систематизация знаний и способов действий.
Организация деятельности учащихся по переводу отдельных знаний и способов действий в целостную систему внутрипредметных понятий:
1) Математический этюд
Отчёт групп учащихся о результатах подготовительной работы
(четыре группы в начале изучения темы «Квадратичная функция» получили задание описать свойства квадратичной функции для различных случаев:
· y= ax2 ; |a|>1
· y= ax2; 0<|a|<1
· y= ax2 +c;
· y= ax2 +bx+c.
Построенные на бумаге формата А2 графики функций помещаются на «колючую доску».
«Делегаты» групп представляют устный отчёт у доски о проделанной работе.
y= ax2; |a|>1 |
|||||||||||||
y=x2 y=2x2 |
y=-x2 y= -2x2 |
||||||||||||
y= ax2; 0<|a|<1 |
|||||||||||||
y=x2 y=0.5x2 |
y=-x2 y=-0.5x2 |
||||||||||||
y= ax2 +c |
|||||||||||||
c>0 c<0 a>0 |
c>0 c<0 a<0 |
||||||||||||
y= ax2 +bx+c |
|||||||||||||
m = - с m |
m = - m с |
2) Рубрика «Малый Интернет» (ведётся учащимися). Демонстрация поверхностей второго порядка, которые в сечениях содержат параболы – эллиптического параболоида и гиперболического параболоида («седла»):
а) Решение тестовых заданий. Самопроверка
Вариант 1
1. Из функций: y=x2+4, y=x – 3x2+1, y=x6 – 2x+1, y=x – 1, y=(x+1)2 выберите квадратичные.
А) y=x2+4, y=x – 3x2+1; Б) y= x2+4, y=(x+1)2; В) y= x2+4, y=x – 3x2+1, y=(x+1)2; Г) y=x6 – 2x+1.
2. Найдите координаты точек пересечения параболы y=4x2 и прямой y=3x+1. А) (0;3); Б) (2; - 2); В) (1; -); Г) (-1; ).
3. Найдите координаты вершины параболы y=(x+4)(x+3). А) (4;3); Б) (-4;-3); В) (-); Г) ( -).
4. Найдите координаты точек пересечения параболы y= - 2x2+8 с осью Оx. А) (2;0); Б) (0;4); В) (0; 0), (4;0); Г) (2;0), ( - 2;0).
5. Найдите координаты точки пересечения параболы y=x2+10x – 11 с осью ординат. А) ( - 11;0); Б) (0; - 11); В) (0;0); Г) ( - 10; - 1).
6. Найдите значение x, при которых функция y= - x2+5x отрицательна.
А) 0x5; Б) x0; x5; В) x0; x5; Г) x0; x5.
7 Найдите промежуток убывания функции y= x2 – 6x+5. А) x1; x5; Б) x3; В) 1x5; Г) x3.
8. На каком из графиков изображена функция y= - x2+x+12?
9*. При каком значении m прямая y=mx+2 и парабола y= - 5x2 пересекаются в точке с абсциссой x= - 1?
А) m=3; Б) m= - 3; В) m= - 7; Г) m=7.
Оценочная таблица.
|
Вариант 2 1. Из функций y=x2+3x+1; y=+5, y= - x2+3x, y=(x – 4)2+5, y=x+3x+2, y=x4 – 6x выберите квадратичные. А) y=x2+3x+1, y=x+3x+2; Б) y= - +5, y=x2+3x+1; В) y=x2+3x+1; , y= - x2+3x ; Г) y=x2+3x+1, y=+5, y= - x2+3x ; y=(x – 4)2+5. 2. Найдите координаты точек пересечении параболы y= - x2 и прямой y=6x+1. А) -5,8; 0,2; Б) 5,8; 0,2; В) - 0,2; - 5,8; Г) - 0,2.
3. Найдите координаты вершины параболы y=(x - 2)(x+5). А) (2; - 5); Б) ( - 3; - 10); В) (-; -12); Г) ( - 10; 4). 4. Найдите координаты точек пересечения параболы y= 3x2 – 48 с осью абсцисс. А) (0;4); Б) (4;0), (-4;0); В) (0;0); Г) (4; 0). 5. Найдите координаты точки пересечения параболы y=x2+8x – 9 с осью Oy. А) (0; - 9); Б) (-9;0); В) (0;0); Г) (9;-1).
6. Найдите значение x, при которых функция y= x2+3x положительна. А) x-3 ; x0; Б) -3x0; В) x-3; x0; Г) x-3; x0. 7. Найдите промежуток возрастания функции y= - x2 + 4x+8. А) x1; Б) x-2; x4; В) -2x4; Г) x1. 8.На каком эскизе изображен график функции y= x2+5x+6? 9*. При каком значении t прямая y=tx – 4 и парабола y= 6 x2 пересекаются в точке с абсциссой x= 2? А) t= - ; Б) t=14 В) t= Г) t= - 14.
Оценочная таблица.
|
в) Групповая работа. «Математические гонки» на 5 минут (игра на выбор наиболее выгодной траектории движения команд при выполнении заданий).
Задания низкого уровня сложности |
Задания среднего уровня сложности |
Задания высокого уровня сложности |
Постройте график заданной функции и укажите: а) множество её значений; б) промежуток убывания.
|
Постройте график заданной функции и укажите: а) множество её значений на указанном промежутке; б) промежутки убывания и возрастания:
x Є [0; 2]
x Є [-1; 1]
y = x2 -2x +3; x Є [0; 3] |
Постройте график заданной функции и укажите основные её свойства:
|
МИ Метод «Математические гонки». Один из приёмов групповой работы, который сочетает в себе эвристическую игру с разноуровневой самостоятельной работой. Учащимся предлагается одинаковый «пакет задачек» на каждую группу. Необходимо в сжатый промежуток времени решить их как можно больше. Оценивается работа всей группы в целом. При этом сами учащиеся под руководством штурмана команды выбирают, кто из них и какого уровня сложности задания выполнит с наибольшей пользой для группы. |
V. Коррекция деятельности.
Решение по выбору учащихся перфокарточек различного уровня сложности. При необходимости - использование подсказок.
Перфокарточка №1 (низкого уровня сложности)
Лицевая сторона |
Подсказка |
Решение |
Какова область значений функции f(x) = -x2 , где x Є [-2; 4]?
|
Воспользуйтесь формулами нахождения координат вершины параболы. Изобразите график. |
Е(у) = [-8; 0] |
Перфокарточка №2 (среднего уровня сложности)
Лицевая сторона |
Подсказка |
Решение |
||
Постройте график функции:
0,5x2 , если x>2; x, если – 2≤x≤2; - 0,5x2, если x< - 2 . Укажите промежутки возрастания функции.
|
Изобразите пунктиром графики функций y = 0,5x2 ; y = x ; y =- 0,5x2 . |
Функция возрастает на R |
Перфокарточка №3
(высокого уровня сложности)
Лицевая сторона |
Подсказка |
Решение |
При каких значениях b и с точка М (5;7) является вершиной параболы y=x2+bx+c?
|
Воспользуйтесь формулами нахождения координат вершины параболы.
|
1) m = - ; - = 5; b = - 10. 2) n = -;
= - 7; с = 32. 3) y = x2- 10x + 32. Ответ. b = -10; с = 32. |
VI. Информация о домашнем задании.
Учащимся предлагается расширенный набор необязательных заданий различного уровня сложности для самоподготовки к предстоящему зачёту в форме «Улья»:
Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы: стр. 119, № 193;
Учебник: №№ 171(а, в); 173; 185; 186.
VII. Подведение итогов урока.
Биржа знаний заканчивает работу. Курс акций к концу работы биржи:
(сообщается изменение курса). Прошу предъявить свои акции (учащиеся поднимают заработанные акции).
Качественная характеристика работы класса и отдельных учащихся, выставление оценок за урок.
VIII. Рефлексия деятельности.
Учитель (обращая внимание учащихся на прочитанное в начале урока стихотворение):
Как вы считаете, удалось ли нам помочь вопросительному знаку превратиться в восклицательный? Что ему мешало? Что значительно помогло?
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка вк