Элективный курс 10-11 класс
Пояснительная записка
Данная рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы математики в задачах» ориентирована на учащихся 10-11 классов, составлена и реализуется на основании следующих документов:
· Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред. от 27.12.2009 г) «Об образовании».
· Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19.03.2001г. №196.
· Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.4.2.№1178-02), зарегистрированные в Минюсте России 05.12.2002г., регистрационный номер 3997.
· Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
· Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004г. №1312.
· Приказ Минобрнауки РФ от 20 августа 2008 года №241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
· Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях Постановление от 29.12.2010 № 189. Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993. «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
· Приказ Министерства образования РФ от 30.08.2010 № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
· Приказ Министерства образования РФ от 24.12.2010 № 2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год».
· Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации департамента государственной политики в образовании от 10 февраля 2011г. № 03-105 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе».
· Положение о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования (утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.11.2008 № 362).
· Примерная программа по математике. «Сборник нормативных документов. Математика»/ сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев – М.: Дрофа, 2007.
· Закон Белгородской области от 03 июля 2006 года №57 «Об установлении регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Белгородской области».
· Закон Белгородской области от 04 июня 2009 года №282 «О внесении изменений в закон Белгородской области «Об установлении регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Белгородской области».
· Приказ управления образования и науки Белгородской области от 26.04.2006г. №656 «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Белгородской области, реализующих программы общего образования».
· Приказ департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области от 25.06.2008г. №1345 «Об утверждении Концепции развития системы общего среднего образования Белгородской области и организационного плана ее реализации».
· Приказ департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области от 06.05.2009г. №935 «О внесении изменений в базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений области».
· Инструктивное письмо департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области от 18.08.2008г. №9-06/3494 «Об использовании БУП в общеобразовательных учреждениях области в 2008-2009 учебном году».
· Инструктивное письмо департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области от 27.02.2009 № 9-06/547-ИВ «Об использовании в работе инструктивно-методического письма по ведению классных журналов».
· Приказ департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области от 23.03.2010 № 819 «Об утверждении положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательных учреждений».
· Приказ департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области от 25.02.2011 № 507 «О внесении изменений в региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Белгородской области, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом управления образования и науки Белгородской области от 26 апреля 2006 года № 656 «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Белгородской области, реализующих программы общего образования».· Приказ департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области от 12.05.2011 № 1339 «О внесении изменений в региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений области»
· Инструктивно-методическое письмо Белгородского регионального института повышения квалификации и переподготовки специалистов «О преподавании математики в 2011-2012 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области».
Рабочая программа курса разработана на основе Программы элективного курса «Избранные вопросы математики в задачах для 10-11 классов», разработанной творческой группой учителей математики общеобразовательных учреждений г. Алексеевка Белгородской области (Васильченко Л.М., Губиной О.А., Донченко Н.А. Рощупкиной С.И., Славгородской Е.Я., Ткаченко Е.Е.).Программа элективного курса предназначена для учащихся 10-11 классов непрофильного (универсального) обучения и рассчитана на 68 часов: 34 часа в 10 классе, 34 часа в 11 классе.
В 11 классе на 1час сокращено количество часов на прохождение темы «Решение тригонометрических уравнений» с целью использования этого часа для проведения итогового занятия курса.
Данная программа элективного курса позволяет повторить и систематизировать знания обучающихся по решению различных задач, а также уделить внимание решению нестандартных заданий. Элективный курс представлен в виде практикума, который позволит восполнить пробелы и систематизировать знания учащихся в решении задач по основным разделам математики и позволит начать целенаправленную подготовку к сдаче ЕГЭ.
Содержание курса построено таким образом, чтобы наряду с поддержкой базового курса математики старшей школы повторить материал основной школы, а также рассмотреть решение задач повышенного уровня сложности, включенных в сборники контрольно-измерительных материалов и не нашедших отражение в учебниках. Курс ориентирован на удовлетворение любознательности старшеклассников, развивает умения и навыки решения задач, необходимые для продолжения образования, повышает математическую культуру, способствует развитию творческого потенциала личности.
Цели и задачи
Цель курса - создание условий для формирования и развития у обучающихся навыков анализа и систематизации полученных ранее знаний, подготовка к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
Задачи курса:
· создать условия для усвоения обучающимися наиболее общих приемов и способов решения задач;
· создать условия для развития умений самостоятельно анализировать и решать задачи по образцу и в незнакомой ситуации;
· создать условия для формирования и развития у старшеклассников аналитического и логического мышления при проектировании решения задачи;
· продолжить формирование опыта творческой деятельности учащихся через исследовательскую деятельность при решении нестандартных задач;
· создать условия для развития коммуникативных и общеучебных навыков работы в группе, самостоятельной работы, умений вести дискуссию, аргументировать ответы и т.д.
Программа реализуется в 10-11 классах по 1 часу в неделю на протяжении 4-х полугодий.
В организации процесса обучения в рамках рассматриваемого курса используются две взаимодополняющие формы: урочная форма и внеурочная форма, в которой учащиеся дома выполняют практические задания для самостоятельного решения.
Предполагаемые результаты.
Изучение данного курса дает учащимся возможность:
· повторить и систематизировать ранее изученный материал школьного курса математики;
· освоить основные приемы решения задач;
· овладеть навыками построения и анализа предполагаемого решения поставленной задачи;
· овладеть и пользоваться на практике техникой прохождения теста;
· познакомиться и использовать на практике нестандартные методы решения задач;
· повысить уровень своей математической культуры, творческого развития, познавательной активности;
· познакомиться с возможностями использования электронных средств обучения, в том числе Интернет-ресурсов, в ходе подготовки к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
Содержание тем
10 класс
1. Текстовые задачи (8 ч.)
Задачи на сложные проценты, сплавы, смеси, задачи на части и на разбавление. Решение задач на равномерное движение по прямой, движение по окружности с постоянной скоростью, равноускоренное (равнозамедленное) движение. Задачи на конкретную и абстрактную работу.
Задачи с ограничениями на неизвестные нестандартного вида. Решение задач на арифметическую и геометрическую прогрессии. Комбинированные задачи.
Основная цель – знакомить учащихся с различными способами решения задач, выделяя наиболее рациональные.
2. Геометрия на плоскости (8 ч.)
Теоремы синусов и косинусов. Свойства биссектрисы угла треугольника. Площади треугольника, параллелограмма, трапеции, правильного многоугольника. Величина угла между хордой и касательной. Величина угла с вершиной внутри и вне круга. Окружности, вписанные в треугольники и описанные вокруг треугольника. Вписанные и описанные четырехугольники. Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиус вписанной окружности.
Основная цель – отрабатывать способы решения планиметрических задач, вызывают наибольшие затруднения у старшеклассников
3. Теория многочленов (6 ч.)
Деление многочлена на многочлен с остатком. Делимость многочленов. Алгоритм Евклида для многочленов. Корни многочленов. Теорема Безу и ее следствие о делимости многочлена на линейный двучлен. Нахождение рациональных корней многочлена с целыми коэффициентами. Обобщенная теорема Виета. Преобразование рациональных выражений.
Основная цель – формировать у учащихся навык разложения многочлена степени выше второй на множители, нахождение корней многочлена, применять теорему Безу и ее следствия для нахождения корней уравнений выше второй, а также упрощения рациональных выражений.
4. Модуль (8 ч.)
Понятие модуля, основные теоремы и его геометрическая интерпретация. Способы решения уравнений, неравенств с модулем и их систем. Способы построения графиков функций, содержащих модуль. Модуль в заданиях ЕГЭ.
Основная цель –формировать умение учащихся применять основные способы решения заданий с модулями: используя определение модуля, его геометрическую интерпретацию или по общей схеме.
Решение комбинированных заданий (4 ч.)
11 класс
5. Тригонометрия (7 ч.)
Тригонометрические функции и их свойства. Преобразование тригонометрических выражений. Решение тригонометрических уравнений. Решение систем тригонометрических уравнений. Комбинированные задачи.
Основная цель – систематизация полученных знаний по теме и углубление школьного курса.
6. Иррациональные уравнения и неравенства (5 ч.)
Преобразование иррациональных выражений. Решение иррациональных уравнений и неравенств. Комбинированные задания.
Основная цель – рассмотреть с учащимися понятия иррационального выражения, иррационального уравнения и неравенства, изучить основные приёмы преобразований иррациональных выражений, основные способы решения иррациональных уравнений и неравенств.
7. Параметры (7 ч.)
Линейные уравнения и уравнения, приводимые к ним. Линейные неравенства. Квадратные уравнения и уравнения, приводимые к ним Квадратные неравенства. Решение уравнений и неравенств при некоторых начальных условиях. Применение производной при решении некоторых задач с параметрами. Задачи с параметрами.
Основная цель – совершенствовать умения и навыки решения линейных, квадратных уравнений и неравенств, используя определения, учитывая область определения рассматриваемого уравнения(неравенства); познакомить с методами решения уравнений (неравенств) при некоторых начальных условиях , комбинированных заданий.
8. Показательная и логарифмическая функции (6 ч.)
Свойства показательной и логарифмической функций и их применение.
Решение показательных и логарифмических уравнений. Решение показательных и логарифмических неравенств. Комбинированные задачи.
Основная цель – совершенствовать умения и навыки решения более сложных по сравнению со школьной программой, нестандартных заданий.
9. Стереометрия (5 ч.)
Многогранники. Тела вращения. Комбинации тел.
Основная цель – систематизация и применение знаний и способов действий учащихся по школьному курсу стереометрии.
В разделе «Итоговое повторение» (4 ч.) предусмотрено проведение заключительной контрольной работы по материалам и в форме ЕГЭ, содержащую задания, аналогичные демонстрационному варианту (предполагается использование электронных средств обучения).
Формы организации учебного процесса
При организации учебного процесса обеспечивается последовательность изучения учебного материала: новые знания опираются на субъектный опыт учащихся; закрепление в процессе деловых игр, тренингов и итоговых собеседований; проводятся уроки-лекции, уроки-соревнования, уроки-консультации, зачеты.
Формы организации учебного процесса:
· урок;
· фронтальные;
· индивидуальные;
· групповые;
· работа в парах.
Формы и средства контроля знаний и способов действий учащихся
· письменная самостоятельная работа;
· домашняя контрольная работа;
· домашняя самостоятельная работа;
· зачет
· тест;
· фронтальный опрос;
· наблюдение;
· беседа;
· самоконтроль;
· взаимоконтроль;
· релейная проверка;
Календарно – тематическое планирование (сб)
10 класс.
№ урока |
Содержание материала |
Литература |
Примерные сроки |
Примечание |
|
1. Текстовые задачи 8 ч |
|
||
1 |
Задачи на сложные проценты, сплавы, смеси, задачи на части и на разбавление |
14 |
3.09 |
1 четв |
2 |
Задачи на сложные проценты, сплавы, смеси, задачи на части и на разбавление |
14 |
10.09 |
|
3 |
Решение задач на равномерное движение по окружности, по прямой, равноускоренное (равнозамедленное) движение |
14, 6, 13 |
17.09 |
|
4 |
Задачи на конкретную и абстрактную работу |
14, 6, 13 |
24.09 |
|
5 |
Решение задач на арифметическую и геометрическую прогрессию |
14 |
1.10 |
|
6 |
Решение задач на арифметическую и геометрическую прогрессию |
14, 6, 13 |
8.10 |
|
7 |
Комбинированные задачи |
6, 13 |
15.10 |
|
8 |
Комбинированные задачи. Самостоятельная работа |
1, 6, 13 |
22.10 |
|
I2. Геометрия на плоскости 8 ч. |
||||
9 |
Теоремы синусов и косинусов |
4, 8 |
29.10 |
|
10 |
Свойство биссектрисы угла треугольника |
4, 8 |
19.11 |
2 четв |
11 |
Величина угла между хордой и касательной. |
4, 8 |
26.11 |
|
12 |
Величина угла с вершиной внутри угла и вне круга. |
4, 8 |
3.12 |
|
13 |
Окружности, вписанные в треугольники и описанные около треугольников. |
4, 8,9 |
10.12 |
|
14 |
Вписанные и описанные четырехугольники. |
4, 8, 9 |
17.12 |
|
15 |
Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности. |
4, 8, 9 |
24.12 |
|
16 |
Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности. Домашняя контрольная работа |
1, 4, 8, 9 |
14.01 |
3 четв |
|
3.Теория многочленов 6 ч. |
|
||
17 |
Деление многочлена на многочлен с остатком. |
2 |
21.01 |
|
18 |
Делимость многочлена на многочлен с остатком |
2 |
28.01 |
|
19 |
Корни многочленов. Теорема Безу и ее следствие о делимости многочлена на линейный двучлен. |
2, 10 |
4.02 |
|
20 |
Корни многочленов. Теорема Безу и ее следствие о делимости многочлена на линейный двучлен. |
2, 10 |
11.02 |
|
21 |
Нахождение рациональных корней многочлена с целыми коэффициентами |
2, 10 |
18.02 |
|
22 |
Обобщенная теорема Виета. Преобразование рациональных выражений. Самостоятельная работа |
1, 2, 10 |
25.02 |
|
4. Модуль 8 ч. |
||||
23 |
Понятие модуля, основные теоремы и геометрическая интерпретация. |
12 |
3.03 |
|
24 |
Способы решения уравнений с модулем и их систем. |
12,19 |
10.03 |
|
25 |
Способы решения уравнений с модулем и их систем. |
12, 19 |
17.03 |
|
26 |
Способы решения неравенств с модулем и их систем. |
12, 19, |
24.03 |
|
27 |
Способы решения неравенств с модулем и их систем. |
12, 18, 19 |
7.04 |
4 четв |
28 |
Способы построения графиков функции, содержащих модуль. |
2, 3, 12 |
14.04 |
|
29 |
Способы построения графиков функции, содержащих модуль. |
2, 3, 12 |
21.04 |
|
30 |
Модуль в заданиях ЕГЭ. Самостоятельная работа |
12, 13,18 |
28.04 |
|
Решение комбинированных заданий 4ч. |
||||
31 |
Решение образцов вариантов ЕГЭ |
6, 13, 17 |
5.05 |
|
32 |
Решение образцов вариантов ЕГЭ |
14, 17 |
12.05 |
|
33 |
Решение образцов вариантов ЕГЭ |
14, 17 |
19.05 |
|
34 |
Итоговый зачет |
6, 13 |
26.05 |
|
11 класс
№ урока |
Содержание материала |
Литература |
Примерные сроки |
Примечание |
|
5. Тригонометрия 7 ч – 1 =6 |
|
||
1 |
Тригонометрические функции и их свойства. |
|
|
1 четв |
2 |
Преобразование тригонометрических выражений |
|
|
|
3 |
Преобразование тригонометрических выражений. |
|
|
|
4 |
Решение тригонометрических уравнений. |
|
|
|
5 |
Решение тригонометрических уравнений. |
|
|
|
6 |
Решение систем тригонометрических уравнений. |
|
|
|
7 |
Комбинированные задачи. Самостоятельная работа |
|
|
|
6. Иррациональные выражения, уравнения, неравенства. 5 ч. |
||||
8 |
Преобразование иррациональных выражений. |
|
|
|
9 |
Преобразование иррациональных выражений. |
|
|
|
10 |
Решение иррациональных уравнений и неравенств. |
|
|
|
11 |
Решение иррациональных уравнений и неравенств |
|
|
|
12 |
Комбинированные задачи. Самостоятельная работа |
|
|
|
7. Параметры 7 ч. |
||||
13 |
Линейные уравнения и уравнения, приводимые к ним. Линейные неравенства. |
|
|
|
14 |
Линейные уравнения и уравнения, приводимые к ним. Линейные неравенства. |
|
|
|
15 |
Квадратные уравнения и уравнения, приводимые к ним. Квадратные неравенства. |
|
|
|
16 |
Квадратные уравнения и уравнения, приводимые к ним. Квадратные неравенства. |
|
|
|
17 |
Решение уравнений и неравенств при некоторых начальных условиях. |
|
|
|
18 |
Применение производной при решении некоторых задач и параметрами. |
|
|
|
19 |
Задачи с параметрами. Домашняя самостоятельная работа |
|
|
|
8. Показательная и логарифмическая функции 6 ч. |
||||
20 |
Свойства показательной и логарифмической функции и их применение. |
|
|
|
21 |
Решение показательных и логарифмических уравнений. |
|
|
|
22 |
Решение показательных и логарифмических уравнений. |
|
|
|
23 |
Решение показательных и логарифмических неравенств. |
|
|
|
24 |
Решение показательных и логарифмических неравенств. |
|
|
|
25 |
Комбинированные задачи. Зачет |
|
|
|
9. Стереометрия. 5 ч. |
||||
26 |
Многогранники. |
|
|
|
27 |
Многогранники. |
|
|
|
28 |
Тела вращения. |
|
|
|
29 |
Комбинированные задачи |
|
|
|
30 |
Комбинированные задачи. Индивидуальная домашняя самостоятельная работа |
|
|
|
Итоговое повторение 4 ч.+1=5 ч. |
||||
31 |
Контрольная работа по материалам и в форме ЕГЭ |
|
|
|
32 |
|
|
|
|
33 |
|
|
|
|
34 |
|
|
|
|
|
Итоговое занятие курса |
|
|
|
Учебно-методические средства обучения
1. А.П.Ершова, В.В. Голобородько. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и началам анализа для 10-11 классов. Разноуровневые дидактические материалы. – М.: Илекса, 2002.
2. Виленкин Н.Я. и др. Алгебра и математический анализ. 10 кл.: Учеб. пособие для учащихся шк. и классов с углубл. изуч. математики / Н.Я Виленкин, О.С. Ивашов-Мусатов, С.И. Шварцбурд – 8-е изд., стереотип. – М.: Мнемозина, 2001.
3. Галицкий М.Л. и др. Сборник задач по алгебре для 8-9 классов: Учеб. пособие для учащихся шк. и классов с углубл. изуч. математики / М.Л. Галицкий, А.М. Гольдман, Л.И. Звавич. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1994
4. Геометрия, 7-9: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б Кадомцев и др.] – 16-е изд. – М.: Просвещение, 2009.
5. Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б Кадомцев и др.] – 15-е изд., доп. – М.: Просвещение, 2006.
6. ЕГЭ-2011. Математика: типовые экзаменационные материалы: 10 вариантов/ под ред. А.Л. Симонова, И.В. Ященко. – М.: Национальное образование, 2010.
7. Журнал «Математика в школе», рубрика «Готовимся к ЕГЭ».
8. Зив Б.Г. Геометрия: дидакт. материалы для 8 кл. / Б.Г. Зив, В.М. Мойлер. – 10-езд. – М.: Просвещение, 2007.
9. Зив Б.Г. Геометрия: дидакт. материалы для 9 кл. / Б.Г. Зив, В.М. Мойлер. – 10-езд. – М.: Просвещение, 2007.
10. Избранные вопросы математики: 10 кл Факультативный курс/ А.М. Абрамов, Н.Я.Виленкин, Г.В. Дорофеев и др.; Сост.: С.И. Шварцбурд. - М.: Просвещение, 1980.
11. Карп А.П. Сборник задач по алгебре и началам анализа: Учеб. пособие для учащихся шк. и классов с углубл. изуч. математики – М.: Просвещение, 1995.
12. Л. И. Лазарева Программа элективного курса «Модуль»
13. Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ: 2011: Математика/ авт.-сост. И.Р. Высоцкий, Д.Д. Гущин, П.И. Захаров и др. ; под. ред. А.Л. Семенова, И.В. Ященко. – М.: АСТ: Астрель, 2011.
14. Сборник задач по математике для поступающих в ВУЗы. Под редакцией М.И. Сканави, 9-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательский дом «ОНИКС 21 век»: Мир и образование, 2001.
15. Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике. Решение задач. Учеб. пособие для 10 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1989.
16. Г.Я. Ястребеницкий «Задачи с параметрами», М.:Просвещение,1986г.
17. http://www. ege.edu.ru/ - официальный информационный портал единого государственного экзамена
18. http://mathege.ru. - Открытый банк заданий единого государственного экзамена по математике
19. www.problems.ru - База данных задач по всем темам школьной математики.
20. http://fipi.ru. - ФИПИ